Курская энергосбытовая займется энергоаудитом
29 сентября 2010 года

Югорские депутаты заговорили об «энерговпечатляющем» опыте Тюмени

Одна из наиболее рациональных на данный момент схем энергосбережения разработана в Нижневартовске, в основу которой положен опыт Тюмени.

Об этом — в интервью депутата Тюменской областной Думы, исполнительного директора ОАО «Городские электрические сети» Юрия Елина.

— Юрий Алексеевич, почему за энергосберегающими идеями, за опытом реформирования ЖКХ нижневартовские специалисты поехали именно в Тюмень?

—Тюмень по сравнению с Нижневартовском, да и с другими городами Югры, дальше продвинулась по пути реформ: большая часть коммунальных систем города и значительная часть рынка управления многоквартирными домами находится в руках частных компаний. При этом сильного роста тарифов и платежей населения не происходит, а отрасль ЖКХ получила возможности для привлечения инвестиций.

Мы побывали в Тюмени, посетили ряд объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе один из микрорайонов города в квадрате улиц Республики, Холодильной, Малыгина и Мориса Тореза, в котором запланировано осуществление пилотного проекта по энергосбережению.

— Нечто подобное — и в планах нижневартовской администрации?

— Совершенно верно. Тут мы работаем в одном направлении. В Тюмени решили провести эксперимент: в рамках пилотного проекта осуществить комплексный подход к исполнению требований закона «Об энергосбережении». Не только перевести дома на приборный учет, но и модернизировать внутридомовые коммунальные системы. Прежде чем начать экономить воду, тепло и электричество, нужно понять, в каком состоянии находятся сети и что является причиной потерь, с тем чтобы в дальнейшем составить перечень необходимых мер по повышению энергоэффективности жилого дома или здания. Это может быть замена кровли, утепление швов, установка пластиковых окон, радиаторов нового поколения с регулятором отдачи тепла, доводчиков на входные двери в подъездах, замена тех же ламп в подъездах на энергосберегающие с датчиками света, шума, движения. И, разумеется, установка приборов учета и контроля тепла. Сам по себе домовой узел учета зачастую никакой экономии дать не может, поэтому, например, счета за тепло растут, а его потребление не снижается. Это ведет лишь к конфликту между собственниками и теплоснабжающими компаниями. Чтобы добиться действительно существенной экономии тепла в 35-45%, нужно оптимизировать работу всех элементов домовой инфраструктуры. Повышение энергоэффективности — один из путей стабилизации тарифов.

— Неужели существует реальная возможность стабилизации и даже снижения тарифов?

— Положительно ответить на данный вопрос было бы слишком самонадеянно. В нашей квартплате есть две основные составляющие. Первая — плата за содержание и текущий ремонт жилья, услуги по управлению домовым хозяйством и эксплуатации внутридомовых инженерных сетей. Вторая составляющая — собственно плата за потребляемые коммунальные ресурсы — воду, тепло, электричество, газ.

Проблема снижения платы за содержание и ремонт жилья напрямую связана с активизацией населения по управлению затратами. Ещё в далёком 1996 году впервые был принят закон, позволяющий собственникам квартир в многоквартирных домах создавать товарищества собственников жилья. Дальнейшее развитие регулирование форм управления многоквартирными домами нашло в положениях принятого в 2005 году Жилищного кодекса. Законодатель прописал, как должно быть. Кроме этого, необходимо было вести планомерную работу по нескольким направлениям, чего, к сожалению, в большинстве субъектов Федерации сделано не было.

Во-первых, государству нужно было активно способствовать смене психологии «проживальца», квартиросъёмщика на психологию собственника, полноправного владельца своей квартиры. Во-вторых, требовалась серьёзная разъяснительная работа — как правильно реализовать свои права. В-третьих, всё вышесказанное нужно было воплощать в конкретные организационные формы, внедряя на всех уровнях власти структуры, ответственные за создание условий, при которых людям было бы доступно, легко и удобно применять на практике положения закона. Эти структуры могли бы консультировать жильцов — как создать ТСЖ, как правильно строить отношения с управляющими компаниями и так далее. Этого всего не произошло. В результате уровень самосознания подавляющего большинства наших граждан в части управления жилищным фондом одинаковый с тем уровнем, который был 15 лет назад.

Во многих регионах этим не преминули воспользоваться недобросовестные предприниматели — всем знакомы истории с ТСЖ-однодневками, с хищническими тарифами вновь образованных частных управляющих компаний и так далее. У нас в Нижневартовске — и в ХМАО в целом — реформа велась более продуманно. Уровень муниципального контроля над этими процессами не был потерян, однако от той же Тюмени мы кое в чём отстаём — там создано 78 управляющих компаний, а еще год назад их было всего 48. Часть из них организовали бывшие председатели ТСЖ, которые имеют богатый опыт работы в сфере ЖКХ. В ноябре в Тюмени прошла межрегиональная конференция «Саморегулирование в сфере управления недвижимостью», на которой обсуждали создание саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ. Одним из главных результатов появления СРО должен стать уход с рынка недобросовестных управляющих компаний, фирм-однодневок. В Тюмени появилась реальная конкуренция на рынке управления многоквартирными домами. На смену муниципальным управляющим компаниям, представляющим собой довольно громоздкие организации нерыночного типа, приходят более экономически эффективные «частники», ориентирующиеся на оказание сервисных услуг домовладельцам силами привлекаемых со стороны подрядчиков. Также в Тюмени активно создаются товарищества собственников жилья — на сегодня их уже более 400, и в управлении ТСЖ находится более 30% жилого фонда. Для сравнения: лишь к концу 2010 года правительство ХМАО намерено довести количество ТСЖ до 20% от общего числа домов.

Увеличение количества и активное стимулирование создания частных УК и ТСЖ — единственный путь к установлению реального контроля населения над размером платы за содержание и ремонт жилья. Мы все вместе должны «разбудить» собственников, помочь реализовать им свои права.

— А как быть со второй составляющей — оплатой ресурсов? Руководители предприятий сетуют, что темпы роста тарифов на электроэнергию и тепло для промышленности мешают экономике плавно выходить из кризиса. Муниципалитеты испытывают трудности с обеспечением нового строительства коммунальной инфраструктурой. Недовольно ростом тарифов и население.

— Мы только начали переходить на экономические рельсы в энергетике. Лет 20 не было инвестиций в отрасль, что стало особенно ощутимо в период строительного бума последних лет. Естественно, кто-то за это должен заплатить. Существует несколько путей, которые уже используются, в том числе и в Тюмени и Тюменской области. И опять же они завязаны на том, что по всем ресурсам основные субъекты рынка — частные операторы.

В сфере электроснабжения большая доля рынка, в том числе около 60% городских электросетей, принадлежит ОАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания (ОАО «СУЭНКО»). Эта компания ежегодно инвестирует до 300-400 млн руб. в реконструкцию и строительство энергообъектов, вкладывает средства в развитие сетевого комплекса Тюменской области. К тому же применение современных материалов и технологий позволяет повышать надежность электроснабжения и способствует энергосбережению, что очень актуально в условиях выхода из кризиса.

Возможность таких инвестиций создана тем, что в Тюменской области уже несколько лет нормативно регулируется плата за технологическое присоединение к сетям (электрическим, тепловым и к сетям водоснабжения и водоотведения), а также энергетики перешли на новый метод формирования тарифа — на RAB-регулирование. Цель введения нового метода — привлечь деньги в развитие сетей, для чего в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а также некий процент дохода для инвестора (ну, чтобы у него был стимул вкладывать).

Источником средств может быть прямой инвестор, например владелец сетей, либо другой заимодавец, например банк. В этом случае доходная часть, заложенная в тариф, пойдет на погашение процентов по кредиту. Важно, что RAB-регулирование устроено так, что на один рубль, заложенный в тариф, можно привлечь несколько рублей инвестиций, то есть при сравнительно небольшом росте тарифа сетевая компания получает возможность привлечь весьма серьезные средства на развитие.

Аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала. Это система долгосрочного регулирования тарифов естественных монополий (в нашем случае — сетевых компаний), идущая на смену прежнему механизму тарифообразования «затраты+».

Таким образом, необходимые для развития сетей средства не «размазываются», ежегодно ложась бременем на всех потребителей. Энергокомпании разрабатывают свои долгосрочные инвестиционные программы, которые утверждают в правительстве субъекта Федерации. Часть инвестиций идёт на усовершенствование имеющегося оборудования, часть — на строительство новых сетей, в том числе для введения в эксплуатацию новых социальных объектов. У муниципалитетов не болит голова, где взять эти средства, сокращаются их прямые расходы на строительство и эксплуатацию сетей, а частные предприятия подключаются к сетям через механизм расчёта платы за технологическое присоединение.

— Принимаются ли подобные инвестиционные программы в тепло- и водоснабжении?

— Электроэнергетика в данном случае несколько опережает другие отрасли, но инвестиции идут и в указанных вами направлениях. На рынке теплоснабжения Тюмени действует частная компания ОАО «Уральская теплосетевая компания («УТСК»), которая является 100-процентной «дочкой» российского подразделения финского концерна «Fortum». Ей принадлежат все магистральные тепловые сети. Только в прошлом году на реконструкцию головного участка тепломагистрали Тюменской ТЭЦ-1 протяженностью 500 м с целью увеличения его диаметра, что является частью инвестиционной программы ОАО «Фортум» по развитию тепловых магистралей в Тюмени, компания направила 62 млн рублей.

В сфере водоснабжения всё находится в руках опять же частного оператора. ООО «Тюмень Водоканал» входит в группу компаний «Росводоканал», которая, в свою очередь, признана лучшей компанией на российском рынке коммунальных услуг в рейтинге «Лучшие банки и компании России» американского журнала Global Finance в 2007 году. Основные акционеры «Росводоканала» — «Альфа-Групп» и Deutsche Bank. Специалистами компании разработан перечень мероприятий по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту объектов водоканального хозяйства на 2007-2011 годы на сумму 4,5 млрд руб.

— Выходит, тюменцы своим примером демонстрируют, что инвестиции в ЖКХ могут быть выгодны частным инвесторам?

— Именно так. Причём тот же Fortum считает себя долгосрочным стратегическим партнёром в российской энергетике. Эта компания пришла в Россию надолго. Поэтому в её интересах, чтобы рынок энергетики в России функционировал без сбоев. Кстати, ОАО «Фортум» в лице Уральской теплосетевой компании — важнейший участник теплоэнергетического рынка на территории не только Тюменской области, но и Ханты-Мансийского автономного округа. Оно является ключевым поставщиком тепловой энергии в Сургуте.

— Юрий Алексеевич, возможна ли в Югре реализация того положительного опыта, который накоплен в Тюмени?

— Безусловно. Опыт соседей достоин самого пристального внимания и применения на практике. У себя в «Городских электрических сетях» совместно с администрацией Нижневартовска мы уже занимаемся изучением возможности перехода на методику RAB и разработкой инвестиционной программы в сфере электроэнергетики для города.

Но для формирования тарифов по новой методике нужны определённые экономические предпосылки. Во-первых, чтобы создать условия для привлечения инвестиций, эксплуатирующее сети предприятие должно быть собственником сетевого хозяйства. Во-вторых, чем больше собственный капитал компании, тем больше возможностей для инвестирования. Если в рамках государственно-частного партнёрства удастся такие предпосылки создать и перейти к новой методике, то выиграют все — и город, у которого появится источник финансирования для обеспечения энергией новых объектов, и энергетики, которые получат возможность привлечения инвестиций.

Виталий Титов

Источник: Тюменские известия, №170 30.09.2010

Другие новости