«Регуляторная гильотина» будет не смертью, а спасением для электроэнергетики
17 марта 2020 года

«Регуляторная гильотина» будет не смертью, а спасением для электроэнергетики. Она позволит избавить эту важную сферу правоотношений от избыточных, устаревших и неактуальных требований, продолжив реформирование регулирования в интересах всех участников рынка. Но это будет возможно при точечном, адресном и аккуратном применении ее отдельных элементов с учетом специфики отрасли.

Об этом говорится в статье статс-секретаря – заместителя Министра энергетики РФ Анастасии Бондаренко для журнала «Энергетическая политика».

Замминистра отмечает семь групп рисков, связанных с проектом федерального закона «Об обязательных требованиях в РФ», который разработан в рамках «регуляторной гильотины». Большинство устанавливаемых в электроэнергетике обязательных требований попадут под действие будущего закона.

Первый риск – это сроки введения обязательных требований, что приведет к невозможности принятия мер либо оперативного решения части задач в электроэнергетике. Второй риск связан с тем, что по общему правилу нормативные правовые акты правительства и федерального органа исполнительной власти, содержащие обязательные требования, должны предусматривать срок действия, не превышающий шесть лет. При этом подавляющее количество обязательных требований в электроэнергетике установлено на уровне правительственных актов и является экономической основой для заключенных долгосрочных (на 15‒20 лет) договоров на строительство и модернизацию электростанций, развитие регионов (ДПМ, ДПМ АЭС/ГЭС, ДПМ ВИЭ, КОММОД, развитие ДФО и пр.).

Еще один риск обусловлен тем, что законопроект предусматривает отмену с 1 января 2021 года нормативных правовых актов, которые вступили в силу до этой даты и содержат обязательные требования. Кроме того, с 1 января 2021 года исключается возможность оценки соблюдения содержащихся в этих актах обязательных требований при осуществлении государственного контроля, предоставления государственных и муниципальных услуг.

Анастасия Бондаренко подчеркивает, что, если установленные в электроэнергетике обязательные требования будут одномоментно отменены с 1 января 2021 года либо будет исключена возможность обеспечения их исполнения, подготовка новых неминуемо приведет к ревизии ранее принятых решений и попыткам их пересмотра участниками рынка. В том числе это затронет меры по укреплению платежной дисциплины потребителей (размер задолженности на оптовом рынке составляет 77 млрд. руб­лей, на розничных рынках – 262 млрд. руб­лей), развитие экономики отдельных регионов страны (объем финансирования строительства генерации в Крыму и Калининграде достигает порядка 30 млрд. руб­лей в год; объем средств, направляемых на снижение тарифов на Дальнем Востоке, составляет около 30 млрд. руб­лей в год, на поддержку регионов Северного Кавказа, Тывы, Бурятии и Карелии – порядка 20 млрд. руб­лей в год) и прочее.

«Положения законопроекта обоснованно не распространяются на общественные отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности. Однако разработчиками законопроекта не учтено, что нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики регулируются отношения, связанные с производством и обращением электрической энергии, произведенной на АЭС», – отмечает Анастасия Бондаренко.

Источник: Энергетика и Промышленность России



Другие новости