Повышение энергоэффективности: требуются инвестиции, законы и добрая воля
31 марта 2020 года

Динамика снижения энергоемкости российского ВВП застыла на месте в минувшем десятилетии, достижение целевого значения энергоемкости ВВП при существующих темпах энергосбережения возможно лишь к 2043 году, сообщает Минэкономразвития РФ.

Около 60 первичного потребления энергии приходится на «чистое топливо» - газ, при этом доля АЭС и гидроэнергетики составляет соответственно 8% и 2-3%, а уголь, нефть и нефтепродукты обеспечивали к концу десятилетия около 30% потребления. На долю ТЭС с комбинированной выработкой приходилось в 2018 году 58% производства тепловой энергии, на долю котельных соответственно 42%.

В Минэкономразвития РФ считают, что изменить эту тенденцию можно путем направления инвестиционного ресурса в модернизацию ТЭЦ и переход на парогазовые установки в энергетике. В числе мер, указанных в докладе «О состоянии сферы энергосбережения и повышении эффективности в РФ» - увеличение величины используемого инвестиционного ресурса для целей КОММод, определение в качестве направления модернизации модернизацию паросилового оборудования ТЭЦ и внедрение парогазовых технологий, проведение ранжирования и отбора проектов по каждому из направлений с соблюдением существующих квот. Необходимые для выполнения этих решений инвестиции оцениваются примерно в 1 трлн. рублей на 2027-2035 годы. При этом прямой эффект должен составить около 80 млрд. рублей в год, косвенный эффект - около 140 млрд. рублей в год.

Существенное отставание от целевых показателей наблюдается и в повышении энергоэффективности многоквартирных домов (МКД).

Предполагаемая цель - обеспечить к 2035 году 100% вводимых в эксплуатацию МКД индивидуальными тепловыми пунктами с автоматическим погодным регулированием температуры теплоносителя", - напоминает Министерство. Необходимый для достижения этой цели темп прироста составляет 6% в год, реальный - всего 1% в год. Уровень оснащенности МКД коллективными приборами учета потребляемой электроэнергии составляет 71% (по состоянию на конец 2018 года), горячей воды и тепловой энергии - соответственно 65 и 61%, холодной воды - 53%, а газа - всего 3%.

Решить эту проблему позволит мотивирование теплоснабжающих организаций инвестировать в мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности в МКД. Объем инвестиций оценивается в 20 млрд. рублей в год субсидий, а также в 50 млрд. рублей в год, необходимых для утепления зданий, 6 млрд. рублей - на установку ИТП, 0,4 млрд. рублей в год - на установку общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов (ОДПУ).

Для этого необходимо обеспечить сохранение необходимой валовой выручки в условиях снижения отпуска тепловой энергии (повышения энергоэффективности), запустить программу субсидирования части затрат на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности. Прямой эффект от реализации этих мероприятий оценивается примерно в 4,5 млрд. рублей в год, косвенный - в 4,2 млрд. рублей без изменений платежей населения. Результат - оптимизация работы генерирующего оборудования и тепловых сетей, высвобождение тепловой нагрузки для новых подключений, снижение платы за технологическое присоединение новых потребителей.

Для повышения эффективности потребления электрической энергии в МКД предполагается включить в перечень обязательных при выполнении капитального ремонта мероприятий замену освещения мест общего пользования на энергоэффективное, установку систем управления освещением, установку систем АИИСКУЭ и общедомовых приборов учета. Все это обойдется примерно в 2 млрд. рублей в год (за счет субсидий), как прямой, так и косвенный эффект от реализации данных мероприятий составит около 0,5 млрд. рублей в год, снижение платежей для одной квартиры - около 1 000 рублей в год.

С целью реализации этих мероприятий необходимо расширить (на уровне субъекта РФ) перечень обязательных работ по конкретному дому, попадающему в капитальный ремонт, профинансировав стоимость таких мероприятий за счет федеральной субсидии.

И наконец, Министерство указывает на актуальность снятия законодательных барьеров для энергосервисной деятельности, что не требует никаких инвестиций, но лишь внесения изменений в нормативно-правовые акты. Для этого следует снизить размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта с 5-30% до 1-5% от экономии, сократить срок предоставления обеспечения исполнения энергосервисного контракта до момента окончания первого отчетного периода по достижению экономии энергоресурсов, распространить механизм факторинга на энергосервисные контракты.

Ожидаемый от выполнения этих мер прямой и косвенный эффект составят соответственно по 0,3 млрд. рублей в год, не считая заключаемых ежегодно энергосервисных контрактов стоимостью примерно в 2 млрд. рублей.

Источник: Энергетика и Промышленность России

Другие новости