Госдума приняла основополагающие изменения в законодательство для запуска целевой модели управления спросом на электроэнергию
24 октября 2023 года

18 октября ГосДума РФ в третьем, окончательном чтении одобрила изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике», которые определяют работу агрегаторов спроса на электроэнергию. Документ создаёт нормативный фундамент для запуска целевой модели управления спросом и полноценной интеграции этого механизма в работу оптового рынка электроэнергии и мощности.

Новая редакция закона закрепляет за агрегаторами управления спросом статус полноправных субъектов ОРЭМ, определяет требования к их участию в работе рынка, а также предусматривает появление новой «услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии». Также создаётся механизм соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.

В «Совете рынка» в качестве ключевых изменений, вносимых документом в части создания правовой основы функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию на ОРЭМ, называют следующие:

— Вводится новая категория субъектов оптового рынка – агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии, определяются требования к их участию на оптовом рынке, внедряются новые услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии.

— Вводятся новые понятия; «агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии», «услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии», «услуги по изменению режима потребления электрической энергии», «объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка», «объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка», «агрегированный объект управления изменением режима потребления электрической энергии».

— Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению требований и порядка формирования агрегированных объектов управления изменением режима потребления электрической энергии, порядка организации и проведения отборов исполнителей услуг, порядка определения прогнозируемого объёма услуг, в пределах которого осуществляется отбор исполнителей и который учитывается при проведении конкурентного отбора мощности.

— Системный оператор наделяется полномочиями по организации и проведению отборов исполнителей услуг.

— Совет рынка будет осуществлять контроль за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка, оказывающими услуги по управлению изменением режима потребления.

— Закрепляются гарантии того, что расходы на оплату услуг по управлению изменением режима потребления не учитываются при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

Также документ предполагает следующие ключевые изменения в части создания механизма соблюдения финансовой дисциплины гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями:

— Вводится понятие «мониторинг финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций».

— Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению показателей финансовой дисциплины ГП и ЭСК.

— Совет рынка наделяется полномочиями по проведению мониторинга финансового состояния ГП и ЭСК.

— Несоответствие показателям финансовой дисциплины станет основанием для лишения участника рынка статуса субъекта ОРЭМ.

Как сообщалось ранее, по данным «Совета рынка», в 2022 году в рамках пилотного проекта по управлению спросом, при проведении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперёд механизм управления спросом применялся 55 раз, суммарный эффект от снижения стоимости покупки электроэнергии для потребителей оптового рынка за счёт использования этого механизма составил около 1,75 млрд рублей.

В начале сентября глава «СО ЕЭС» Федор Опадчий, комментируя ожидаемое принятие законопроекта, пояснял, что пилотный проект по управлению спросом, который действует сейчас, отличается от полномасштабного внедрения механизма тем, что вся экономика данного инструмента сейчас организована через «Системного оператора» и через его тариф, а это ограниченные объёмы и финансирование. По его словам, полноценный запуск механизма приведёт к тому, что загрузка более дорогой генерации снизится — получится перенести электропотребление в часы, когда неэффективная генерация разгружена. «По текущей программе у нас эффективность ежемесячная от применения программы доходила до 1000-1200 МВт, сейчас поменьше, так как деньги на „пилот“ заканчиваются. Это несколько сотен миллионов рублей в месяц эффекта. Если у нас увеличиваются объёмы, то для отдельных потребителей это будет довольно серьезная оптимизация», — отмечал Опадчий. По его оценкам, полный запуск механизма может увеличить текущий эффект от его применения в 5-7 раз. «С принятием закона закреплён в качестве неотъемлемого механизма оптового рынка инструмент оптимизации режимов работы энергосистемы путём замещения выработки наиболее дорогой генерации услугами потребителей по добровольной разгрузке. Эффективность этого рыночного механизма подтверждена в ходе реализации Системным оператором пилотного проекта. Формируемая в настоящий момент нормативная база позволит увеличивать объем ресурсов управления спросом и продолжительность использования механизма при сохранении экономического эффекта. Мы прогнозируем, что при действующей структуре мощностей объем рынка управления спросом может составить порядка 4-6 ГВт», – отметил Председатель Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий.

По словам премьер-министра РФ Михаила Мишустина, сказанным ещё в 2022 г., результатом запуска механизма станет "систематизация контроля за энергосистемой и повышение устойчивости отрасли".

Источник: Энергосовет

Другие новости