Цена киловатта
14 апреля 2011 года

Мировая конкурентоспособность российских фирм обусловлена низкими энерготарифами

Закончился переходной период реформирования электроэнергетики, наступила полная либерализация в ценовых зонах оптового рынка. С 1 января 2011 года потребители, за исключением населения, покупают электроэнергию и мощность по нерегулируемым рыночным ценам. Населению гарантирована поставка по регулируемым тарифам.

В связи с либерализацией изменилась система ценообразования для гарантирующих поставщиков на розничных рынках. В прежней системе ценообразования стоимость электроэнергии для потребителей (кроме населения) складывалась из двух составляющих: регулируемой и нерегулируемой. При этом, по мере либерализации на оптовом рынке, регулируемая составляющая постоянно уменьшалась по объему. Нерегулируемая же рассчитывалась исходя из средневзвешенной цены электроэнергии и мощности на оптовом рынке и стоимости услуг, которые сопровождают процесс поставки электроэнергии, и включали стоимость услуг сетевых организаций, АТС, ЦФР, Системного оператора, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Эта вторая составляющая вычислялась исходя из установленных конечных розничных тарифов. С 2011 года такие тарифы не устанавливаются, и стоимость необходимо определять как сумму тарифов на каждую из услуг.

В остальном модель ценообразования максимально приближена к модели 2010 года. Как и ранее, потребители имеют возможность выбрать один из трех видов цены для расчетов за электроэнергию – одноставочная (дифференцированная по диапазонам числа часов использования мощности), одноставочная зонная (дифференцированная по двум или трем зонам суток) и двухставочная (с выделением отдельных ставок за электроэнергию и за мощность). Учет стоимости мощности в конечной цене, вне зависимости от вида выбранной потребителем цены, дает важный сигнал – чем более равномерно по дневным часам суток распределено потребление электроэнергии, тем меньше итоговая стоимость. Для потребителей, рассчитывающихся по одноставочной зонной цене, существенную экономию принесет сокращение потребления в пиковой зоне суток трехзонного тарифа или в дневной зоне двухзонного тарифа.

Для двухставочных потребителей предусматривается также возможность индивидуального почасового планирования своего потребления. Ранее почасовое планирование являлось обязанностью для крупных потребителей и правом для всех прочих.

Так выглядит система ценообразования в 2011 году. Однако каждый потребитель желает знать, как изменится конкретно для него цена за потребленную электроэнергию в следующем году. Для этого нужно проанализировать уже не систему ценообразования, а те конкретные составляющие, из которых формируются цены на электроэнергию.

С момента завершения реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» в 2008 году рост цен на электроэнергию для конечных потребителей превысил 100%. «Основания для того, чтобы дальше иметь такой же рост стоимости электроэнергии для конечных потребителей, как до 2010 года, исчерпаны. Однако полная либерализация рынка электроэнергии (мощности) с 1 января 2011 года, переход на новую систему установления тарифов с использованием метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование) сетевых компаний, а также темпы роста электропотребления при значительном износе генерирующего оборудования ЕЭС заставляют все же усомниться в оптимизме представителей Совета рынка.

Напомним, что цена на электроэнергию для конечного потребителя в России складывается из следующих составляющих: 6–7% – услуги по передаче по магистральным сетям (ФСК), около 40% – услуги по транспортировке электроэнергии по распределительным сетям (РСК), около 50% – услуги поставщиков оптового рынка электрической энергии и мощности (ОГК, ТГК и проч.), а оставшиеся 3–4% – услуги энергосбытовых компаний.

В середине 2010 года Минэкономразвития России давало прогнозы по росту цены на электроэнергию для конечных потребителей в РФ в среднем на 17% в 2010 году и на 20,2% – в 2011 году. В опубликованных министерством в конце 2010 года «Показателях уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011–2013 годы» рост цен на электроэнергию (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей в среднем за год к предыдущему году указан в диапазоне 13–15%. Индекс потребительских цен за тот же период прогнозируется на уровне 5–7%. В прогнозах Минэкономразвития России опережение целевого уровня инфляции обусловлено динамикой роста цен на газ и высокой потребностью электроэнергетики в инвестиционных ресурсах вследствие роста электропотребления. Предполагается, что более высокий рост цен на электроэнергию для конечных потребителей будет стимулировать энергосбережение. В соответствии с данными показателями формировались расходы и бюджеты организаций – потребителей электрической энергии на розничных рынках электроэнергии (РРЭ). Если реальный уровень роста цен и тарифов в 2011 году превысит запланированный, это приведет к отсутствию средств у потребителей на оплату услуг энергосбытовых и территориальных сетевых компаний.

В середине февраля на заседании президиума правительства РФ премьер-министр РФ Владимир Путин констатировал значительный рост тарифов на электроэнергию в ряде регионов и потребовал не превышать роста более чем на 15%. Среди причин превышения запланированного уровня роста тарифов в ходе заседания названы рост цен на топливо, заниженная тарифная база в ряде регионов, инвестиционные надбавки для АЭС и ГЭС, высокие тарифы для вынужденной генерации, рост тарифов сетевых компаний (ФСК и МРСК) в связи с переходом сетей на RAB-регулирование. Чтобы удержать темпы роста в 2011 году на уровне 15%, необходимо в том числе снизить тарифы сетевых компаний. По словам вице-премьера Игоря Сечина, сглаживание тарифов ФСК ЕЭС и «более корректный подход к инвестпрограмме МРСК вместе с территориальными сетевыми организациями» даст эффект 30 млрд. руб.

Конкурентоспособность российской промышленности во многом обеспечивается за счет низких базовых издержек. Для экспортоориентированных энергоемких отраслей, таких как металлургия, добыча и переработка полезных ископаемых, затраты на электроэнергию являются одними из определяющих.

Доходы от экспорта продукции этих отраслей формируют золотовалютные резервы страны и доходы федерального бюджета. Таким образом, уровень цен и тарифов на электроэнергию влияет не только на рентабельность отдельных отраслей, но и на состояние бюджета всей страны.

Потребитель, желающий сохранить свои расходы на прежнем уровне в условиях роста цен на энергоресурсы, должен непременно задуматься об эффективном использовании электроэнергии, об энергосбережении. Энергосбережение сегодня – необходимость, которую диктуют государство и рынок. Требования федерального законодательства, ежегодный рост тарифов на энергоресурсы вынуждают как руководителей предприятий, так и граждан искать различные способы экономии энергии, снижения энергопотребления и повышения энергоэффективности.

Многие энергосбытовые компании уже оказывают ряд интересных услуг, позволяющих их клиентам получать реальную экономию.

Приведем самый простой пример. Наверняка владельцы домов или новых квартир, арендаторы офисов, входя в осенне-зимний период, неоднократно сталкивались с проблемой, когда обогревательные приборы и системы отопления не включают на максимум. Что делать, если температура внутри помещения не поднимается даже до 20 градусов из-за дыр в стенах и стыках, а также щелей под окнами, которые «заботливо» скрываются слоями шпаклевки или гипсокартоном, или из-за обычной халатности обслуживающих компаний? В такой ситуации поможет профессиональное тепловизионное обследование зданий и сооружений. С помощью тепловизионного оборудования специалисты показывают клиенту соответствие приходящего в помещение теплоносителя установленным требованиям, а также все точки, через которые энергия утекает во внешнюю среду. Практика показывает, что даже после таких, не самых сложных, действий энергосбережение повышается до 30%. Это значит, что ровно столько клиент сможет сэкономить на неэффективных затратах обогрева помещения.

Рассмотрим другой пример: детские сады, школы и иные образовательные и социально значимые учреждения, административные и офисные здания, средние и крупные магазины, а также все объекты, в которых освещение занимает высокую долю в электропотреблении. Как показывает практика, зачастую все они «вооружены» светильниками и лампами моделей 60–70-х годов прошлого века, единственная экономия от использования которых – не включать их совсем. В таких случаях сбытовые компании предлагают услуги по оптимизации затрат на освещение. При этом клиент может выбрать как простую замену имеющегося оборудования на энергоэффективное, так и осуществить светотехнический расчет, по результатам которого количество необходимого осветительного оборудования снижается в два раза, а иногда и более. Качество освещенности помещений за счет изменения точек установки оборудования не меняется (а порою и улучшается). Этот вариант дает снижение объемов потребления электроэнергии на освещение до 60%!

Подобные услуги встречаются все чаще. Например, в конце 2010 года в Оренбургской области появился новый продукт – «Оптимизационный контракт». Буквально за один месяц ОАО «Оренбургэнергосбыт» заключило 110 таких контрактов с различными предприятиями, в том числе бюджетными учреждениями и предприятиями ЖКХ. Сбытовая компания за свой счет предоставляет предприятиям и учреждениям энергосберегающее оборудование, а полученная от его внедрения экономия делится по заранее оговоренной схеме. В настоящее время на стадии подписания находятся еще около ста контрактов. Анализируя заинтересованность клиентов, «Оренбургэнергосбыт» готовит подобные предложения по оптимизации затрат на тепло и водоснабжение.

Закономерно может возникнуть вопрос, что делать крупному промышленному предприятию, на котором либо уже взят курс на повышение энергетической эффективности и ценовой конкурентоспособности собственной продукции, либо еще данным аспектом не озаботились, но уже имеют достаточно высокую долю стоимости энергетических ресурсов в себестоимости продукции компании. В этом случае предлагается программа повышения энергетической эффективности предприятия, состоящая из нескольких частей. Во-первых, это энергетическое обследование, результатом которого является объективная картина энергопотребления предприятия с подробным определением мест нерационального, а зачастую и «варварского» потребления энергетических ресурсов и описанием общих типовых шагов по повышению энергоэффективности предприятия. На этом же этапе по желанию предприятию выдается энергетический паспорт, утвержденный соответствующей саморегулируемой организацией. Во-вторых, по результатам энергоаудита составляется индивидуальная для данного предприятия программа мероприятий по повышению эффективности использования энергетических ресурсов, на основании которой формируются как перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности предприятия, не требующих инвестиций, так и оцифрованная инвестиционная программа предприятия. Третий этап – составление на базе инвестиционной программы предприятия пакета оптимизационных контрактов, по которым сбытовая компания за собственный счет приобретает и устанавливает все необходимое предприятию энергоэффективное оборудование, а предприятие оплачивает указанные услуги за счет полученной от данных действий экономии. При этом необходимо проведение промежуточных аудитов результативности внедренных мероприятий.

Источник: Независимая

Другие новости