72 региона России перешли на дифференцированные тарифы на электроэнергию
С 1 января 2024 г. действует концепция дифференциации тарифов на электроэнергию для среднего домохозяйства в зависимости от объёма потребления. Механизм разработан Федеральной антимонопольной службой с целью борьбы с нецелевым использованием льготных тарифов и снижения объёма перекрёстного субсидирования. Суть методики заключается в тарификации потребителей по трём диапазонам в зависимости от объёма потребляемой за месяц электроэнергии, при этом их границы довольно высоки: по данным Росстата, среднестатистическое домохозяйство потребляет в среднем около 250 кВт∙ч в месяц, тогда как нижний порог потребления для начислений по 2-му (повышенному) диапазону – порядка 11600 кВт∙ч, для юрлиц – 45000 кВт∙ч (данные по Московской области).
На сегодняшний день к расчёту тарифов по новой методике перешло 72 региона РФ, ещё в 6 регионах (Забайкальский и Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области) продолжает действовать социальная норма потребления электроэнергии.
По результатам мониторинга, проведённого в регионах, которые перешли на новую методику тарификации, ФАС России разработала ряд предложений по её совершенствованию. В частности, предлагается разработать единую методологию формирования границ 1-го и 2-го диапазонов с учётом региональной специфики и периодов активного использования электроустановок. Кроме того, ограничивается пороговое значение между 2-м и 3-м диапазонами: поскольку максимальная мощность энергопринимающих устройств при техприсоединении на льготных условиях составляет 15 кВт, ежемесячный объём потребляемой электроэнергии на льготных условиях не должен превышать 9 375 кВт∙ч.
Также ФАС предлагает ограничить величину тарифа в 1-м диапазоне потребления в рамках предельных уровней, а 2-й диапазон исключить из расчёта предельных индексов изменения платы граждан за ЖКХ. Помимо этого, служба считает необходимым ввести различные пороговые значения диапазонов для зимнего и летнего периодов.